Компания сертифицирована по стандарту ISO 17000

Арабская культура

Арабская культура создавалась на протяжении многих веков и превратилась со временем в подлинную сокровищницу человеческой мысли и чувства прекрасного. Это богатейшее культурное наследие, которым восхищаются до сих пор тысячи людей. В Средневековье, В то время как Западная Европа прибывала в тени Средневековья, в то время как Китай и Япония горели в пламени феодальных войн, Арабский Восток переживал собственную античность, восхищая людей произведениями искусства и своими научными открытиями.

Традиционно, арабская культура создавалась на территории Аравийского полуострова и ближневосточных государств (Сирии, Палестине, Ираке), а также в Северной Африке, Египте и в Южной Испании, которая на протяжении нескольких веков находилась под властью мусульман-арабов. Арабская культура является предшественницей так называемой «южноаравйиской культуры».

Во времена античности, Южную Аравию называли «счастливой». Здесь располагалась богатая и могущественная Сабейская держава с обширной культурой, собственной письменностью и широкими торгово-политическими связями. С приходом ислама, на этой территории появилось теократическое государство. Ведомые единой религией, арабы смогли объединить разрозненные племена кочевников на огромной территории, и так сформировалась одна из крупнейших империй в истории человечества — Арабский халифат.

Благодаря сочетанию исламской культуры с местными средневековыми обычаями завоеванных народов, сформировалась богатая и многообразная арабская культура. Не последнюю роль в этом сыграло появление единой арабской письменности, которая была официальным письмом науки и государства и использовалась на территории всего арабского государства, как латынь в средневековой Европе. Период с IX по X века ознаменовалось подлинным расцветом арабской культуры и вошел в историю как «Возрождение мусульманского Востока».

Упадок арабской культуры, как считают историки, произошел после завоевания Арабского Халифата турками-османами. Османы внедряли свою культуру, постепенно размывая арабский культурный базис. Еще более пагубное влияние оказали попытки европейских держав Нового Времени колонизировать Арабский Восток в XIX веке.

Арабская наука

Большое влияние на развитие арабской науки оказало тесное взаимодействие данного региона с античной культурой государств Ближнего Востока, Греции, Египта и других. Позже большое внимание было уделено милитаристских потребностям Халифата, поэтому наука развивалась в едином ключе с военным делом. Стараясь распространить влияние ислама и арабского языка среди всех завоеванных народов, арабы создали единую сеть учебных заведений. Первые школы появились уже в VII веке. Развитие научной мысли в арабской среде привело к формированию научных центрах, крупнейшими из которых явились созданная в 830 году в Багдаде академия «Дар аль-Улюм» (Дом наук) и университет «Аль-Азгар» в Каире.  В этих учреждениях изучали медицину, астрономию, алгебру, философию.

Особой заслугой арабской цивилизации было то, что она, воспринимая учения античных исследователей и философов, бережно сохраняло их и передавало из поколения в поколение, старясь по мере возможности совершенствовать их и создавать новые теории. Именно Арабский восток стал проводником античных учений в западный мир. Благодаря арабам, средневековая Европа узнала о трудах Птолемея, Евклида, Архимеда и других.

Арабы оказались огромное влияние на развитие науки. Будучи уверены в шарообразности земли, пытливые арабы измерили меридиан в IX веке, дабы определить приблизительные пропорции земного шара. Имена многих звезд и созвездий произошли от арабского – Альдебаран, Альтаир, Вега и другие. В самых крупных городах Халифата открывались обсерватории, где проходили исследования звездного неба и космоса.

На основе индийской числовой системы, арабы создали «царицу наук» — алгебру. Особых успехов в этой дисциплине достиг Аль-Хорезми, который и дал имя новой науке. В целом, достижения арабов в математике трудно переоценить. Так, Аль-Баттани подарил миру такие термины как «синус, тангенс, котангенс», а Абу-аль-Вафа сделал переворот в средневековой геометрии.

Отдельного внимания заслуживает вклад арабов в развитие медицины. Опираясь на труды античных ученых, арабские медики углубили свои знания в самых различных сферах медицины, смогли составить точную квалификацию лечебных трав и минералов. Ибн-аль-Байтар составил алфавитный перечень из более чем 2600 наименований целительных растений (в том числе и 300 доселе неизвестных). Алхимик Джабир ибн Хайян разработал несколько новых лекарств, а арабские офтальмологи смогли изучить точное строение глаза человека. Знаменитый Авиценна (Сина-абу-Али) воплотил все знания арабов о медицине в своем огромном труде «Каноны медицины», которая на многие века вперед заложила врачебные традиции не только на Востоке, но и в Европе.

Арабы познакомили западный мир со многими достижениями востока — компас, шелк, порох, бумага, рис, конопля, хлопок и многое другое попало в Европу вместе с арабскими торговцами и мореплавателями.

Арабская литература

Не только в науке преуспели арабы, но также и в литературе. Условно можно разделить арабскую литературу на два больших периода — доисламский (V-VII века) и исламский. Сначала большое значение имела фольклорная проза. Позже, благодаря выработке собственного стихотворного слога «саджа» появилась и фольклорная поэзия. Поэзия обретала все более сложные формы и предстала в законченном виде в форме «касыда» — стихотворных басен.

С пришествием ислама, основным литературным памятником стал Коран, написанный в стихотворной форме. Позже сформировались основные литературные центры Арабского востока — это города Дамаск и Куфа. Именно там проживали именитые арабские поэты Аль Ахталь и Джарир, а также известный своими сатирическими произведениями Аль-Фараздак.

Изначально, поэзия испытывала на себе большое влияние фольклорных кочевнических традиций, однако со временем, в городской среде сформировалась особая, «городская» поэзия. Она отличалась особой жизнерадостностью, оптимизмом и романтическим настроем. В этом русле творил поэт из Мекки Омар ибн Абу Рабиа. Большую роль в развитии городской поэзии сыграл Абу-Навас. Сформировались и новые жанры. Родоначальником философского течения в поэзии стал Абу-аль-Атахия, а своими оппозиционными настроениями прославился поэт Абан Лахики. Арабские литераторы также занимались переводами произведений с других языков, в частности, с персидского. Сформировалась и собственная романистика в виде своеобразных новелл «макамов».

В позднее Средневековье литературные центры смещается в город Халеб в Сирии. В Халебе проживали такие известные поэты как Аль-Мутанабби, написавший за свою более 200 касыд, а также Абуль-Ала аль-Маарри, чьи произведения пронизаны остросоциальной сатирой и критикой распущенности арабского общества. Еще одним центром литературного творчества стал Египет. Именно там обрел свой законченный вид знаменитый сборник сказок «Тысяча и одна ночь», которую и поныне считают самым известным памятником арабской литературы. В Египте создавались героические эпосы, там жили талантливые поэты Омар ибн аль Фарид и Ибн Гане.

Арабская архитектура

По канонам ислама, запрещается изображать рукотворные образы человека, поэтому скульптура и живопись не получила распространения среди арабов. Зато эстетические притязания арабов нашли свое воплощение в архитектуре.

В ранние века на арабскую архитектуру наложили свою печать традиции античности. Они воплощены в таких творениях как Дворец Мшатти в Иордании и иерусалимской мечети «Купол Скалы».

Позже арабы сформировали свой собственный стиль колонной мечети с прямоугольным открытым двориком в центре. Строения имели аркадные галереи и продольные ряды колонн. В таком стиле были построены каирская мечеть Амра и Большая Мечеть в Дамаске. В XI-XII века большое распространение получили орнаменты и различные узоры, коими исписывали стены мечетей и дворцов. В XIII веке получило распространение купольная архитектура.

На Пиренеях произошел причудливый синтез западноевропейского архитектурного стиля и восточных мотивов, который получил название «мавританского стиля». Яркими ее представителями являются дворец Алькасар и замок Альгамбра в Испании.

Другие новости

26 ноября 2019
Любые крупные мероприятия, будь то конференция, форум или семинар, требуют специальной подготовки. Такие мероп...
26 ноября 2019
Наличие персональных "Terms of Service" (условий оказания услуг) может быть отличным способом довести информац...
26 ноября 2019
Формирование цены – один из первых этапов проекта, связанного с переводом. Когда открывается новая возможность...
19 апреля 2017
Каждый иностранный язык имеет собственные лингвистические конструкции и устоявшиеся выражения.