Компания сертифицирована по стандарту ISO 9001

Арабская культура

Арабская культура создавалась на протяжении многих веков и превратилась со временем в подлинную сокровищницу человеческой мысли и чувства прекрасного. Это богатейшее культурное наследие, которым восхищаются до сих пор тысячи людей. В Средневековье, В то время как Западная Европа прибывала в тени Средневековья, в то время как Китай и Япония горели в пламени феодальных войн, Арабский Восток переживал собственную античность, восхищая людей произведениями искусства и своими научными открытиями.

Традиционно, арабская культура создавалась на территории Аравийского полуострова и ближневосточных государств (Сирии, Палестине, Ираке), а также в Северной Африке, Египте и в Южной Испании, которая на протяжении нескольких веков находилась под властью мусульман-арабов. Арабская культура является предшественницей так называемой «южноаравйиской культуры».

Во времена античности, Южную Аравию называли «счастливой». Здесь располагалась богатая и могущественная Сабейская держава с обширной культурой, собственной письменностью и широкими торгово-политическими связями. С приходом ислама, на этой территории появилось теократическое государство. Ведомые единой религией, арабы смогли объединить разрозненные племена кочевников на огромной территории, и так сформировалась одна из крупнейших империй в истории человечества — Арабский халифат.

Благодаря сочетанию исламской культуры с местными средневековыми обычаями завоеванных народов, сформировалась богатая и многообразная арабская культура. Не последнюю роль в этом сыграло появление единой арабской письменности, которая была официальным письмом науки и государства и использовалась на территории всего арабского государства, как латынь в средневековой Европе. Период с IX по X века ознаменовалось подлинным расцветом арабской культуры и вошел в историю как «Возрождение мусульманского Востока».

Упадок арабской культуры, как считают историки, произошел после завоевания Арабского Халифата турками-османами. Османы внедряли свою культуру, постепенно размывая арабский культурный базис. Еще более пагубное влияние оказали попытки европейских держав Нового Времени колонизировать Арабский Восток в XIX веке.

Арабская наука

Большое влияние на развитие арабской науки оказало тесное взаимодействие данного региона с античной культурой государств Ближнего Востока, Греции, Египта и других. Позже большое внимание было уделено милитаристских потребностям Халифата, поэтому наука развивалась в едином ключе с военным делом. Стараясь распространить влияние ислама и арабского языка среди всех завоеванных народов, арабы создали единую сеть учебных заведений. Первые школы появились уже в VII веке. Развитие научной мысли в арабской среде привело к формированию научных центрах, крупнейшими из которых явились созданная в 830 году в Багдаде академия «Дар аль-Улюм» (Дом наук) и университет «Аль-Азгар» в Каире.  В этих учреждениях изучали медицину, астрономию, алгебру, философию.

Особой заслугой арабской цивилизации было то, что она, воспринимая учения античных исследователей и философов, бережно сохраняло их и передавало из поколения в поколение, старясь по мере возможности совершенствовать их и создавать новые теории. Именно Арабский восток стал проводником античных учений в западный мир. Благодаря арабам, средневековая Европа узнала о трудах Птолемея, Евклида, Архимеда и других.

Арабы оказались огромное влияние на развитие науки. Будучи уверены в шарообразности земли, пытливые арабы измерили меридиан в IX веке, дабы определить приблизительные пропорции земного шара. Имена многих звезд и созвездий произошли от арабского – Альдебаран, Альтаир, Вега и другие. В самых крупных городах Халифата открывались обсерватории, где проходили исследования звездного неба и космоса.

На основе индийской числовой системы, арабы создали «царицу наук» — алгебру. Особых успехов в этой дисциплине достиг Аль-Хорезми, который и дал имя новой науке. В целом, достижения арабов в математике трудно переоценить. Так, Аль-Баттани подарил миру такие термины как «синус, тангенс, котангенс», а Абу-аль-Вафа сделал переворот в средневековой геометрии.

Отдельного внимания заслуживает вклад арабов в развитие медицины. Опираясь на труды античных ученых, арабские медики углубили свои знания в самых различных сферах медицины, смогли составить точную квалификацию лечебных трав и минералов. Ибн-аль-Байтар составил алфавитный перечень из более чем 2600 наименований целительных растений (в том числе и 300 доселе неизвестных). Алхимик Джабир ибн Хайян разработал несколько новых лекарств, а арабские офтальмологи смогли изучить точное строение глаза человека. Знаменитый Авиценна (Сина-абу-Али) воплотил все знания арабов о медицине в своем огромном труде «Каноны медицины», которая на многие века вперед заложила врачебные традиции не только на Востоке, но и в Европе.

Арабы познакомили западный мир со многими достижениями востока — компас, шелк, порох, бумага, рис, конопля, хлопок и многое другое попало в Европу вместе с арабскими торговцами и мореплавателями.

Арабская литература

Не только в науке преуспели арабы, но также и в литературе. Условно можно разделить арабскую литературу на два больших периода — доисламский (V-VII века) и исламский. Сначала большое значение имела фольклорная проза. Позже, благодаря выработке собственного стихотворного слога «саджа» появилась и фольклорная поэзия. Поэзия обретала все более сложные формы и предстала в законченном виде в форме «касыда» — стихотворных басен.

С пришествием ислама, основным литературным памятником стал Коран, написанный в стихотворной форме. Позже сформировались основные литературные центры Арабского востока — это города Дамаск и Куфа. Именно там проживали именитые арабские поэты Аль Ахталь и Джарир, а также известный своими сатирическими произведениями Аль-Фараздак.

Изначально, поэзия испытывала на себе большое влияние фольклорных кочевнических традиций, однако со временем, в городской среде сформировалась особая, «городская» поэзия. Она отличалась особой жизнерадостностью, оптимизмом и романтическим настроем. В этом русле творил поэт из Мекки Омар ибн Абу Рабиа. Большую роль в развитии городской поэзии сыграл Абу-Навас. Сформировались и новые жанры. Родоначальником философского течения в поэзии стал Абу-аль-Атахия, а своими оппозиционными настроениями прославился поэт Абан Лахики. Арабские литераторы также занимались переводами произведений с других языков, в частности, с персидского. Сформировалась и собственная романистика в виде своеобразных новелл «макамов».

В позднее Средневековье литературные центры смещается в город Халеб в Сирии. В Халебе проживали такие известные поэты как Аль-Мутанабби, написавший за свою более 200 касыд, а также Абуль-Ала аль-Маарри, чьи произведения пронизаны остросоциальной сатирой и критикой распущенности арабского общества. Еще одним центром литературного творчества стал Египет. Именно там обрел свой законченный вид знаменитый сборник сказок «Тысяча и одна ночь», которую и поныне считают самым известным памятником арабской литературы. В Египте создавались героические эпосы, там жили талантливые поэты Омар ибн аль Фарид и Ибн Гане.

Арабская архитектура

По канонам ислама, запрещается изображать рукотворные образы человека, поэтому скульптура и живопись не получила распространения среди арабов. Зато эстетические притязания арабов нашли свое воплощение в архитектуре.

В ранние века на арабскую архитектуру наложили свою печать традиции античности. Они воплощены в таких творениях как Дворец Мшатти в Иордании и иерусалимской мечети «Купол Скалы».

Позже арабы сформировали свой собственный стиль колонной мечети с прямоугольным открытым двориком в центре. Строения имели аркадные галереи и продольные ряды колонн. В таком стиле были построены каирская мечеть Амра и Большая Мечеть в Дамаске. В XI-XII века большое распространение получили орнаменты и различные узоры, коими исписывали стены мечетей и дворцов. В XIII веке получило распространение купольная архитектура.

На Пиренеях произошел причудливый синтез западноевропейского архитектурного стиля и восточных мотивов, который получил название «мавританского стиля». Яркими ее представителями являются дворец Алькасар и замок Альгамбра в Испании.

Другие новости

19 апреля 2017
Каждый иностранный язык имеет собственные лингвистические конструкции и устоявшиеся выражения.
15 ноября 2016
Арабский язык принадлежит к так называемой семитской подгруппе языков и по этой причине имеет несколько важных...
21 сентября 2016
Арабский язык занимает особую нишу среди своих восточных собратьев. Это связано с его привилегированным положе...
22 августа 2016
Среди начинающих осваивать арабскую письменность бытует мнение, что справиться с ней гораздо сложнее, чем с бо...