Компания сертифицирована по стандарту ISO 9001

Арабский язык заставляет мозг работать иначе

Израильские ученые нашли ответ на вопрос, почему так сложно освоить чтение на арабском языке. По мнению специалистов Хайфского университета, способность использовать оба полушария мозга, характерная для освоения чтения на других языках, пропадает при чтении на арабском. При попытке прочесть детализированные знаки арабской письменности задействуется только левое полушарие, потому что именно оно способно распознавать подобные детали.

Арабский заставляет мозг шевелитьсяК такому заключению хайфские ученые пришли на основании исследования, в котором приняли участие 40 человек. Некоторые из них владели ивритом, другие умели говорить и, соответственно, читать на арабском языке. В ходе эксперимента перед испытуемыми то в одной, то в другой части экрана на десятую долю секунды появлялись буквы. 

Для обработки мозгом изображения в узколокализованной области экрана, наблюдаемого в течение очень малого периода времени, достаточно одного полушария. Специалисты оценивали скорость и точность называния увиденных букв-символов на иврите, а потом и на арабском языке.

Эксперимент показал, что все испытуемые хорошо читали буквы на иврите, используя при этом оба полушария. Однако при чтении арабских букв-символов владеющие ивритом пытались по отдельности произносить увиденные символы, справлялись с этим медленно и все равно совершали много ошибок. В ходе чтения также активировались оба полушария мозга. Свободно читающие на арабском без труда справились с заданием и задействовали при этом только левое полушарие.

Называя по отдельности буквы арабского языка, приходится концентрировать внимание на мельчайших деталях, таких как, например, количество точек над символом. Левое полушарие мозга как раз и замечает эти мелкие изменения, тогда как правое полушарие больше реагирует на «глобальные» перемены.

Чтобы усвоить новую информацию, и взрослые, и дети используют оба полушария. Эта стратегия прекрасно работает при изучении большинства языков, например, при чтении на английском или упомянутом иврите.

Однако, как выяснилось, правое полушарие «подводит» в случаях, когда возникает необходимость различать мелкие детали. Задача начинающих изучать арабский — научиться замечать именно мелкие детали, что поможет постепенно «переключить» работу мозга на левое полушарие.

На следующем этапе исследования ученые планируют провести сравнение возможностей тех, кто не слишком уверенно читает на арабском, с возможностями людей, которые свободно владеют чтением, а также, например, переводом с арабского.  Специалистам предстоит выяснить, насколько отличается поведение мозга этих групп людей при обработке арабских букв-символов.

Это исследование должно внести существенный вклад в разработку методик преподавания арабского языка и помочь изучающим легче распознавать буквы и запоминать соответствие символов и звуков. Вполне вероятно, что полученные результаты и выводы окажутся полезны и практикующим переводчикам с арабского на русский.

По материалам сайта infoniac.ru

Другие новости

19 апреля 2017
Каждый иностранный язык имеет собственные лингвистические конструкции и устоявшиеся выражения.
15 ноября 2016
Арабский язык принадлежит к так называемой семитской подгруппе языков и по этой причине имеет несколько важных...
21 сентября 2016
Арабский язык занимает особую нишу среди своих восточных собратьев. Это связано с его привилегированным положе...
22 августа 2016
Среди начинающих осваивать арабскую письменность бытует мнение, что справиться с ней гораздо сложнее, чем с бо...